Сложные времена, переживает сегодня Россия. В бедственном положении оказалась культура, без которой моральное возрождение страны просто невозможно. В настоящий момент происходит снижение объема читаемой литературы, пропадает интерес к живописи, графике, скульптуре и другим видам искусств. Путь выхода из кризиса только один — меценатство. В истории отечества есть немало ярких страниц, представляющих огромный интерес не только для истории, но и для наших дней. Есть основания рассматривать лучшие традиции российского меценатства как уникальные явления, представляющие значимость и актуальность не только для нашей, но и для других стран.

Российские меценаты прошлого известны не только на родине, но далеко за приделами нашей страны. Рассмотрим подробно наиболее известных меценатов. Хорошо известен меценат С.И. Мамонтов. Савва Иванович приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Одним из первых художников к Мамонтову в Абрамцево приехал В.Д. Поленов. Был в Абрамцеве и Васнецов, именно ему обязан художник своим знанием древнерусского искусства. Тепло отеческого дома художник В.А. Серов найдет именно в Абрамцеве. Савва Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для очень нуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но и материальная поддержка. Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая произведения Врубеля. Так проект флигеля по Садово-Спасской он заказывает Врубелю. В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза». Хорошо известен портрет самого мецената. Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением.

Мария Клавдиевна Тинешева была незаурядным человеком, обладательницей энциклопедических знаний в искусстве, почетным членом первого в России союза художников. Поражают масштабы ее общественной деятельности, в которой ведущим началом было просветительство: ею было создано Училище ремесленных учеников, открыто несколько начальных народных школ, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей. «Созидательницей и собирательницей» назвал Тенишеву Рерих. Это в полной мере относится к русским меценатам золотого века. Тенишева не только на редкость разумно и благородно выделяла деньги на цели возрождения отечественной культуры, но и сама непосредственно, своим талантом, знаниями и умениями внесла заметный вклад в изучение и развитие лучших традиций отечественной культуры.